1685 г. после марта 3
Российский государственный архив древних актов
Ф. 159. Приказные дела новой разборки. Оп. 1. Д. 2226. Л. 1–15.

Бумага, чернила; скоропись.

В составе МГАМИД.

Опубл.

Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов и раскольниках в городах России. 1654–1684 / Сост. В.С. Румянцева. М., 1990. С. 87–97.

˂…˃ (л. 4) Генваря в 9 день (1684 г.) в Кольском остроге в съезжей избе перед воеводою Зотом Ивановичем Полозовым московского ссыльного стрельца Мартынка Васильева жена ево Маврутка Григорьева дочь роспрашивана с великим пристрастием, а в роспросе она сказала: в церковь, де, Божию она молитеся не идет и тремя первыми персты во образ Святые Троицы Отца и Сына и Святаго Духа знамение честнаго Креста на себе не полагает для того, что, де, ее отец духовной бывшей протопоп Аввакум, которой преж служил на Москве у церкви Казанской Богородицы и после, де, того он в ссылки в Пустозерском остроге казнен. И он, де, Аввакум ей, Маврутке, в церковь ходить и треми персты знамения честнаго креста на себе полагать не велел, а сказывал, де, ей он, Аввакум, и поучал многажды, которые де (л. 5) люди трема первыми персты на себе знамение честнаго креста полагают, то, де, печать антихристова, а церковь называл сонмище жидовское, и все, де, власти и священницы от веры отпали, а Никона патриарха называл он антихристом, для того – учинил, де, он книги новые и на просвирах вместо крестнаго знамения накладывать велел крыжы. И на исповедь и после себя он, Аввакум к ыным священником, которые по новоисправным книгам исповедают, ходить ей не велел, а на духу у него была, как он, Аввакум, жил в Нижегороцком уезде у церкви в селе Лопатище, а чье то село, того она не помнит.

А она урожением Нижегороцкого уезда села Мурашкина крестьянская дочь, а была у него на духу в девках, а вышла, де, она замуж Дудина монастыря за крестьянина за Мартынка Васильева, а взят, де, он, Мартынко, был к Москве в дато(л. 6)чных в стрелцы в Зубов приказ, и она с ним же к Москве, а тому, де, лет больше дватцати. А в другие, де, была у него на духу в Москве, как он, Аввакум, ис сылки был иман к Москве, а тому сколько лет, не упомнит, а исповедывалась, де, у него на духу и с мужем своим Мартынком будучи на Москве в дому у боярыни у Федосьи Прокофьевны Морозовой, а не в церкви, а она, де, в тот дом вхожа была по знакомству истари, и заклинал, де, он, Аввакум, ей и иным детем духовным своим, хто у него был на духу, чтоб они по новоисправным книгам пения не слушали, и в церковь ходить и трема персты на себе знамения крестнаго полагать и во всем священником покарятися не велел же, хотя, де, и станут и мучить вас до смерти, и за то, де, вам будут венцы. Да после, де, ево Аввакума была она на духу с мужем своим Мартынком у священника Полиекта, которого в Боровски сожгли с четырнатцать человеки ˂…˃

(л. 11) И по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев воевода Зот Иванович Полозов, слушав великих государей указу и Соборного уложенья, и грамот о присылке ссыльных людей, и великих государей грамоты, и указных статей выписки, и челобитья словесного, и извету кольских стрельцов Игнашки Угловатого, Петрушки Попова, и роспросных и пыточных речей (л. 12) и всего дела, московского ссыльного стрельца Мартынка Васильева жену ево Маврутку за ее богохульные слова велел казнить смертью, зжечь в струбе, чтоб, на то смотря, иным не повадно было таких неистовых богохульных речей говорить.

Генваря в 29 день по указу великих государей, по Соборному уложенью, и по грамоте и по новым статьям ссыльного стрельца Мартынка Васильева жена ево Маврутка Григорьева дочь казнена смертью, в струбе созжена.