Москва, 1682 г. июля 5
Российский государственный архив древних актов
Ф. 187. Рукописное собрание ЦГАЛИ. Оп. 2. Д. 105. Л. 1–30об.

Список XIX в.

Бумага, чернила.

В составе рукописного собрания ЦГАЛИ.

Весной-летом 1682 г. в Москве произошли массовые волнения, в которых тесно переплелись политические и вероисповедные требования. Под давлением восставшего стрелецкого войска и князя И.А. Хованского патриарх Иоаким был вынужден согласиться на открытый диспут со старообрядцем Никитой Добрыниным, который состоялся 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны.

Публичные «прения о вере» проходили при крайнем накале страстей, в пылу полемики Никита Добрынин избил любимца и ставленника патриарха Иоакима холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова). Фактически сорвав «прения», старообрядцы поспешили объявить о своей победе. Хула на патриарха и священноначалие, избиение иерарха представляли собой преступление, которое по нормам Соборного уложения 1649 г. каралось смертью. 7 июля 1682 г. Никита Добрынин был предан церковному суду, 11 июля передан светским властям и казнен.

Июльский диспут в Грановитой палате отразился в 2 сочинениях, подписанных именем патриарха Иоакима – в «Слове на Никиту Пустосвята» и в «Увете духовном». «Слово на Никиту Пустосвята» было опубликовано уже в июле 1682 г. сразу в 2 редакциях – пространной и краткой. «Увет духовный», долгое время приписывавшийся авторству патриарха Иоакима, был создан холмогорским архиепископом Афанасием и издан 20 сентября 1682 г. В книгу вошло принадлежащее перу патриарха Иоакима «Возглашение увещательное всему российскому народу».

(л. 7) Никита же священник извет дает боярину: приидохом зде великим государем побить челом и о старой православной християнской вере, чтобы велели патриарху и властем служити по старым служебникам, тако же и книги все были бы старые во святых церквах, и служили бы на 7 просфирах, а не на пяти, а крест бы был к воображению Святого агнца на просфирах истинный при составных, а не криж двоечастный, и да расторгнетца хула на Бога и на святых Его, тако же и в людех да не будет мятежа, но да подал бы Господь тишину велию.