Москва, 1654 г. март–апрель
Государственный исторический музей
80370/997, Син. 379, ГК 16306173.

Бумага, чернила, киноварь; полуустав, скоропись; переплет – доски в тисненной коже с позолотой.

В составе собрания Синодальной библиотеки в 1920 г.

Опубл.

Скрижаль. М.: Печатный двор, 1656. С. 1–59 (второго счета). Л. 1–3об. (третьего счета); Деяния Московского Собора 1654 г., бывшего в царских палатах / Изд. Братства св. Петра митрополита. М., 1873.

Началом церковной реформы послужила “память”, разосланная патриархом Никоном накануне Великого поста 1653 г., в которой земные поклоны заменялись поясными. Стремление придать реформе видимость законного порядка вынудило Никона созвать в марте или апреле 1654 г. церковный собор, проходивший в царских палатах под председательством Алексея Михайловича и патриарха Никона. На соборе присутствовали пять митрополитов: Новгородский Макарий, Казанский Корнилий, Ростовский Иона, Крутицкий Сильвестр, Сербский Михаил; четыре архиепископа: Вологодский Маркел, Суздальский Софроний, Рязанский Мисаил, Псковский Макарий; один епископ – Коломенский Павел; одиннадцать архимандритов и игуменов и тринадцать протопопов. Соборное постановление было составлено «ради совершеннаго укрепления, чтобы впредь быти исправлению в печатном тиснении божественным книгам против древних харатейных и греческих книг уставов, потребников, служебников же и часословов» (Л. 34–34об.). Русские архиереи под прямым давлением царя и патриарха были вынуждены одобрить проведение церковной реформы и скрепить своими подписями постановление собора. Только Павел, епископ Коломенский и Каширский, сделал приписку, выражавшую его сомнения в правильности предлагаемых реформ: «А что говорил на святем соборе о поклонех и тот Устав харатейной во оправдание положил зде, а другой писмяной» (л. 36об.). За свое смелое возражение всесильному патриарху Павел был немедленно и жестоко наказан: его извергли из сана и сослали в Палеостровский, затем Хутынский монастырь, где в 1656 г. коломенский епископ умер. Единоличное, без всякого соборного решения, низвержение из сана, ссылка и заточение архиерея были поставлены Никону в вину на Соборе 1666 г.

Под текстом «Деяния» на л.34об. – подпись Никона: «Никонъ Божиею милостию архиепископъ царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя Росии патриархъ». Далее на л. 35–39об. подписи всех присутствовавших на соборе архиереев.

На обороте верхней крышки переплета скорописью XVII в. сделана помета: «Книга выписка ис правил за подписанием рукъ Никона патриараха и прочих архиереев». На л. I помета почерком начала XVIII в.: «Разные главизны и соборное деяние константинополское».