Пустозерск, 1669 г. сентября 1
Российский государственный архив древних актов
Ф. 27. Приказ тайных дел. Д. 605. Л. 1–1об.

Подлинник. Автограф.

Бумага, чернила, воск; скоропись.

В составе Государственного архива Российской империи.

Опубл.

Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. С. 67–70; Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2013. Т. 17: XVII век. С. 351–353.

(л. 1) Юзник темничной, грешний диакон Феодор Иванов многострадальной страстотерпице Настасье Марковне радоватися о Господе, и здравствовати со всеблагодатным домом, с любезными чады своими, и с добропокорливыми домочадцы; буди на всех вас благословение Господа нашего Иcyca Христа от ныне и до века, аминь. Да спаси тя Христос, матушка Марковна, за любовь милосердия твоего, что пожаловала, прислала мне, темничному юзнику, въкупе з батюшком протопопом, запассцу с Лодмой – преже крупок овсяных, а ныне на лодье Иванове и богатое того сугубо – яшныя мучки и круп яшных и грешневых. Мы з батюшком ис темницы нощию, пособием Божиим и направлением святых ангел своих хранителей, вышли к брату Алексию в дом, и тут побеседовали, и с Поликарпом вашим мезенцом. И запасу мне отец половину отделил – крупы и муки. За то вам воздаст Христос Бог милость свою во он день, чесна ваша милость во время нашия скудости. И по чему у тебя, Марковна, запас куплен там, и ты зачти себе денег моих, что жена прислала. Да писал я к вам преже сего в грамотке, – с тем же Поликарпом придет, чаю, – о покупке полпуда меду и о ином; и аще дорог мед, и вы, светы, не купите, да деньгами мне пришлите по зиме, аще Бог и[з]волит и живы будем; а аще уморят нас зде, и вы нашим раздайте или Андрею сюда пришлите, а при нас всякую посылку к Лодме присылайте, покамест живы. Тюрьмы нам зделали по сажени, а от полу до потологу головой достать. Да, слава Христу истинному, Лазарь отец писал царю письма, другой год уже там; и ныне велено у него с Москвы о тех письмах взять скаску, и прислать к царю, а писал страшно, и дерзновенно зело – суда на еретиков просил. Да, не чаем мы – дать суд праведен. Когда еретик еретика судит вправду? Ни, ни; никогда бо сатана сатану не изгонит, по словеси Христову. Две грамоты у него: царю да Асафу патриарху, молчаливому потаковнику прелести сатанине. И отец Аввакум посылает царю послание с сотником старым; сотник емлет у него; чаю, и аз пошлю. А список к вам послан с Поликарпом вашим, до показанных откровений отцу о царе, и о себе, мое о Христе сочинение, а те тайны Христовы сам писал отец до ко[н]ца, и посем уже что отродится от рога того злаго. Но без суда Божия и он нам ничего не может бедной сотворить. Молитеся вы все, светы, крепко о нас сотворшему нас Богу, и на превелие cие дело свое избравшему. И правила, и книга ответ наш о православних догматех за руками – послано все с Поликарпом. И ты, братец Иван, порадей о пол[ь]зе церкви Христовы опасно и сотвори так, как отец приказал вам: в Соловки пошли и к Москве верным. И тут давай списывать верным человеком, иже довольны будут и иных научити, а списовали бы добрым письмом. А послание, что к тебе писано, брате Иоанне, от меня, и ты того в Соловки и не посылай руку мою; судите, как лучше, и в книге все есть; отступником-бы не попало – они руку мою знают и сам рог антихристов знает, знает руку мою. Дела его тако наричют.

(л. 1об.) Да и в Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мору еще преставился; ныне тут и пустыня заведена над мощьми его; и тот глаголал о нем пророчески до отступления еще задолго и до Никона. Егда седе на царство он, и пришедшии неции христолюбцы в пустыню ко святому Михаилу, рабу Божию, и возвестиша ему: «иной царь государь воцарился ныне после отца своего», и Михаил рече им: «несть царь, 6paтие, но рожок антихристов». Еже и бысть ныне, видим брань его на церковь Христову. И о сем, как были вы в Нижном, сказа мне в монастыре страж мой темничной, Артемей суздалец. Да и впредь, бpaтие мои вы о Христе, аз глаголю вам: добра от него не будет церкви и миpy, в том ему и пропасть, в своем лукавстве, не обратен бо. А в малыя темницы к Покрову преведут нас. А посем вам мир и благословение – матушке Марковне и брату моему о Господе Ивану Аввакумовичю, со женою Неонилою, и з дочкою Марьею; и братиям моим о Христе – Прокопью и Афанасию Аввакумовичем; Феодору и Луке, аще и не виде его; и сестрам– Агрипене и Акилине, и Оксинье Аввакумовнам; и труднице Христове, вдовой сестре Фотинье Ярофиевне с сыном – тоже благословение; и Оксинье девице, и новокрещеным сестрам тоже. А Григорюшко, сказывают, прочь отшол; мало ему жить; скоро умрет, и труд свой губить, что не до ко[н]ца терпит; худо то. Да, пожалуй, брат Иван и кум мой, пиши и к жене моей и Максимушку от себя и ко мне о них, что услышите. Да простите вы, любезнии мои, меня грешнаго и помолитеся о мне ко Господу, а на вас буди благодать Божия отныне; и в век века аминь. Да помните ли вы, что глаголет чюдный пророк Аввакум в песни своей: «оскудеша овцы от пищи и не будет волов при яслех?» То христиане от причастья оскудеют неправыя ради службы; а волов при яслех не будет – попов достойных и православных в олтаре не будет. Волы – попы, ясли – олтарь или церковь. Глаголет писание: будет бо, что поп, то винопиица и пияница; что чернец, то вор. Тако истина суть и к тому идет. Горе, горе живущим на земли злым, а вернии вси, аще и по земли ходят, но верою на небеси живут. Да cиe все про себя знайте, а письмо раздерите мое мучителева ради имени.

На л. 1об. адрес: «Отдать ся грамотка на Мезене в слободке протопопице Аввакума протопопа Настасье Марковне. Писано сентября в 1 день».