1663 г.
Российский государственный архив древних актов
Ф. 1292. Русское историческое общество. Оп. 1. Кн. 114. Л. 1–58.

Список второй половины XVII в.

Бумага, чернила; скоропись.

В составе архива Русского исторического общества.

Опубл.

Патриарх Никон. Труды. Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. М., 2004. С. 197–465.

К отписке митрополита Паисия были приложены его ответы на вопросные статьи о «новых обычаях» бывшего патриарха Никона.

Сочинение «Обвинение в новых обычаях и разных винах патриарха Никона, составленное в 30 вопросах боярина Семена Лукьяновича Стрешнева и ответах на оные Газского митрополита Паисия Лигарида» было переведено на славянский язык, и его списки разошлись по рукам.

<…> (л. 2) Светлейшему меж бояры и добродетельствующему и пристнейшему господину, господину Симеону Лукьяновичю Стрешневу, многолетное здоровье приветствуем. Се потружден по сим статьи вопросные ответ до пречестнейшей твоей светлости. (л. 2об.) Свидетеля имею всему зрителя истиннаго Бога, что я не хотел ни осуждения завидных людей того дела починать ведаючи, ни явную недружбу и неприятство иметь буду с патриархом. Но понеже выучен от Иеросалимскаго началоучителя Христа того проповедати истину, так на стречах, как и в церковных местах на амвонех, постановил есмь дать сей мой ответ короткой, потому что как были короткия роспросныя статьи.<…>

<…> (л. 6об.) Вопрос. Глава 1. Естли безгрешно изнова преосвящатися, един архиерей когда пременяется от единыя епархии на другую? Понеже патриарх Никон, егда на патриаршество поставился, преосвящался опять, сиречь хиротонисался, явно пред всеми.

Три тайны есть, которые дают знамение, которые николи не грешится и не износится: крещение и миропомазание и священство. Ради чего поется, что знамение (л. 7) не изыдет из человека, что когда один есть во священстве, естли умер, а опосля воскрес, опять не освящал бы ся больше; потому что имеет знамение на души своей. Но всегда и тот, который не впрямь освящен или не впрямь окрещен, того опять посвящают и крестят потому, что как тот не принял священства, как и тот крещения. Чтый правила святых апостол, где сыщешь, яко аще епископ или священник когда б крестил опять извержется, потому что падет (л. 7об.) в ересь новокрещенцов и преступают святое исповедание веры, в котором говорим и исповедаем едино крещение во оставление грехов, едино, а не двое крещение свидетельствуем и проповедаем. Убо и архиерей, который освящается дважды, свержется, понеже едино есть архиерейское священие и един Пресвятый Дух, который помазал внутреннюю, якоже и апостолов в день пянтикостия хиротонисал и посвятил пастыри и учителие. Убо едино от двоих: аще ли архиерейство не имел преже того Никон, прежде патриаршества, а будет ли имел священство архиерейское, а приимал опять, есть тым сам извержен; для того, что дважды принимал священство архиерейское против заповеди церковной и отеческаго предания и извычая всей Вселенской Соборной Церкви. <…>

(л. 21) Вопрос. Глава 12. Нарекся Никон великим государем, для того, что его так назвал всещастливейший наш государь, хотящи его паче звычаю почитати. Согрешил ли Никон, что так высочайшее титло на себя принял, согрешил ли или нет? Скажи нам и протолкуй.

Ответ. Истинно согрешил и вельми, для новости титлы и новости речи, для того те речи, которыя опроче достоинства почитаются и величают больши приносят соблажнение, неже чести и достоинства умных мужей. Понеже (л. 21об.) Карфагенский собор возбранил первому епископу сей страны: не называйся вышним священником, ни называтися екзархом священников, но токмо епископом перваго престола. Чти подписи патриаршеския, которыя съехалися в Никею на шестый вселенский собор, второе собранный; Павел недостойный епископ Константинопольский новаго Рима по указу подписал, Петр недостойной епископ Александрийский великаго града по указу подписал; Анастасий епископ наименьший Иерусалимский по указу подписал; Георгий меньший епископ Антиохийский Божия града по указу подписал, но и Григорий диалог, раб рабов Божиих подписал. Видишь какие титлы прежнейшия тебе патриархи требовали во своих подписях. Который возносится, будет понижен. Низложи сильныя со престол и вознося смиренныя. Такова есть правда. <…>

(л. 50) Вопрос, Глава 27. Один который называет мучителем велможнейшаго царя нашего и смеет нарицати его несправедливаго обидетеля и хищника, что тому подобает по святымправилом?

(л. 50об.) Ответ. Осмьдесят четвертое правило святых апостол пишет: кто ни есть опозорит царя, сверх права будет казнен, а естли из духовнаго чину, будет изложен, а естли мирский, будет проклят, убо церковь не имеет меча. Однако ж Матфей Властарий чинит рассуждение и глаголет, что тот, который бранит царя, а учинил ли то з глупости безумным, и яко безумием, того надобно откинуть или на милость положить, потому что то учинил или з большой своей кручины, или что был обижен в правде своей, и для того достойно на милость (л. 51) положить и отпустить или противно достойно казнить смертию. А естли опозорение будет толко писано, а не объявлено, и кто ни есть сыщет то опозореное писание, а не бросит во огнь, чтоб изгорело, но станет честь и инем объявлять, право научает, чтоб то же терпел, что выше в правах написано есть о смертной казни, которой смертной казни и тот достоин, который позорное письмо писал на царя. Я николи не мог сыскать, каков позор учинил цареградский патриарх ко младому Василию, ради которого позору только разгневался (л. 51об.) царь и ударил патриарха по щеке; убо правдою судил их александрийский патриарх, что учинил два восковыя болваны, един во образ царю, вторый во образ патриарху, и одному болвану отсек руку правую, а другому урезал язык ис корени, понеже не ин состав имеет казнитися, только тот, который согрешил, тот язык, которой приносил бесчестие царю, понеже царя повелевают почитати святыя апостолы. <…>