Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, 1665 г. декабрь
Российский государственный архив древних актов
Ф. 27. Приказ тайных дел. Д. 140б. Л. 2–3.

Подлинник.

Подпись-автограф патриарха Никона: «Никон милостию Божиею патриарх и твой во Христе менший брат».

Бумага, чернила, золото; греческий язык, инициал.

Обращение над текстом и инициал золотом.

В составе Государственного архива Российской империи.

Опубл.

Письмо Никона константинопольскому патриарху Дионисию // Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 510–530.

В декабре 1665 г. патриарх Никон, осознав, что ему не удастся избежать суда вселенских патриархов, решил обратиться лично к константинопольскому патриарху Дионисию и иерусалимскому Нектарию. Грамоты, переведенные на греческий язык и отправленные с нарочным, были перехвачены запорожским гетманом И.М. Брюховецким 8 января 1666 г. и переправлены в Москву. 8 февраля 1666 г. обе грамоты патриарха Никона в Посольском приказе перевели на русский язык.

В посланиях вселенским патриархам Никон изложил общий ход своего дела, постаравшись представить себя абсолютно правым, и во всем обвинял царя, бояр и архиереев. Эти и подобные высказывания, став известными царю Алексею Михайловичу, вызвали его резко негативную оценку. Грамоты патриарха Никона, адресованные к вселенским патриархам, фигурировали на Соборе 1666 г. как одно из доказательств клеветы Никона на государя.

 

<…> И первее царь бе благоговен зело и милостив и Божиим заповедем искатель, елико ему глаголахом. И милостию Божиею и нашим благословением победи Литву. Тогда нача помалу гордитися и выситися. И елико мы глаголахом: «Престани», – он же и во архиерейские дела учал вступатца властию и суд наш владети. Или сам собою восхоте или от злых человек преложися

<…> А о суде, како подобает патриархом судитися и от коликих патриархов и митрополитов и епископов, се ведомо есть пресвятости вашей, токмо и митрополита не подобает судити, по правилом святых апостол, без патриарха, колми паче патриарха без собора вселенских патриархов судити. И о сем молим пресвятость вашу: за вся судите нас с царским величеством праведно, якоже подобает быти, якоже будете и вы сами судитися в день втораго пришествия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.