Константинополь, 1682 г. май
Государственный исторический музей
80370/3101, Син. грам. 2310, ГК 23214433.

Подпись-автограф патриарха Досифея («Досифей, милостию Божиею патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины»).

Текст грамоты писан Хрисанфом, архимандритом Св. Гроба (атрибуция Б.Л. Фонкича).

Пергамен, чернила, золото, киноварь; греческий язык, инициал.

Вислая восковая печать под кустодией.

Пост. в составе собрания Синодальной библиотеки в 1920 г.

Опубл.

Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 4. М., 1826. С. 431–433. № 140.

После смерти патриарха Никона царь Федор Алексеевич обратился к вселенским патриархам с прошением о снятии с Никона запрещения, наложенного на него церковным собором 1666 г. В ответ на эту просьбу в Москве было получено от вселенских патриархов пять официальных грамот, составленных в мае 1882 г.: от Константинопольского Иакова, Александрийского Парфения, прежнего Антиохийского Неофита и нового Антиохийского Кирилла, Иерусалимского Досифея, а также три частных послания патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского к царю. Эти документы были доставлены дьяком Прокопием Возницыным в Москву уже после смерти царя Федора Алексеевича и переведены в Посольском приказе 9 сентября 1682 г.

Досифей, Иерусалимский патриарх в 1669–1707 гг., принимал активное участие в делах православной церкви в России и был хорошо осведомлен обо всех перипетиях «дела патриарха Никона», поскольку в самый разгар этих событий являлся секретарем и сподвижником Иерусалимского патриарха Нектария (1661–1669). Выступал деятельным сторонником политики московского правительства на Ближнем Востоке, защитником православия и инициатором составления патриарших грамот о разрешении патриарха Никона.

 

Иже ко Господу отшедший брат наш господин Никон вместо мздояния, их же ради показавый благодеяниях, имеет прощение соборно бывшаго над ним низвержения и да будет прощен в нынешнем веце и в будущем <…> и да поминается со усопшими прочими патриархи московскими во священных царских диптых (синодиках), да именуется патриархом по помянутым церковным образцам <…>. <…> Прощение же господина Никона человеколюбия ради церковнаго и властию Всесвятаго Духа совершено, а не разрушения ради собора учинено.