Соловецкий монастырь, 1667 г.
Российский государственный архив древних актов
Ф. 1201. Соловецкий мужской монастырь. Оп. 4. Д. 22. Л. 36–42.

Подлинник.

Бумага, чернила; скоропись.

В составе архива Соловецкого монастыря.

Опубл.

Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 годов. М, 2009. С. 296–299.

<…> (л. 36) В нынешнем, государь, во 175-м (1667) году по твоему, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, и по уложению преосвященных митрополитов и архиепископов и епископов и всего священного собора прислан с Москвы к нам в Соловецкой монастырь Ярославля Спасского монастыря священноархимарит Сергей с товарыщи учити нас, богомолцов твоих, церковному преданию по новым книгам. И во всем велят последовати и творити по новому преданию. А предания, великий государь, святых апостол и святых отец седми вселенских соборов, в коем прародители твои, государевы, благоверные цари и благочестивые великие князи и начальники наши, преподобнии и богоноснии отцы и чудотворцы Зосимо и Саватие и Герман и преосвященный Филип, митрополит Московский и всея Русии, и иные многие святи отцы угодили Господу Богу, и отцы наши скончались, ныне нам, богомолцом твоим, держати и последовати они возбраняют. А правила, государь, то предание отеческое и церковныя уставы прелагати нам отнюдь не повелевают, якоже и апостол глаголет: братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим. И мы, богомолцы твои, чрез предания святых апостол и святых отец священныя уставы и церковныя чины пременяти не смеем. Понеже, великий государь, в но(л. 37)вых книгах выходу Никона патриарха, по которым нас учат новому преданию, против прежних царей и твоих, государевых, книг многая и бесчисленная несогласия. От них же сия суть. В новых, государь, книгах преложено имя Господу нашему Исусу Христу Сыну Божию. По сему новому преданию вместо Исуса написано с приложением излишняя буквы Иисус, его же страшно есть нам, грешным, не точию приложити, но и помыслити. Понеже, государь, мы и отцы наши не слышахом сего никогда, и в божественом писании в старых и новых писменных и печатных руских и в литовских в старых 623 книгах до сего времени у нас нигде не обретается. Да в новых же, государь, книгах повелевает нам иноко креститися, а иноко священником благословляти. А не творящих таковая патриарх Никон проклятию предает. А в старых, государь, книгах прадеда твоего, государева, благочестиваго государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, и преосвященного Макария митрополита Московского и всея Русии и прочих митрополитов и архиепископов и епископов и всего освященного собора изложении, в книге, глаголемей Стоглав, повелевает людем креститися и священником благословляти одным воображением (л. 38) крестным, а не двема. А не творящим таковая написано прещение страшно. А после, государь, того соборново уложения начальник обители нашея, отец наш и наставник, Филип митрополит Московский и всея Русии, чудотворец, и иные многие святи отцы тому их соборному преданию последствовали и угодили Богу, и за то прославлены они от Господа в знамениих и чюдесех многих. И сего ради мы, богомолцы твои, держимся того же предания святых отец и соборного уложения неизменно. Да в той же, государь, книге пишет и о божественней аллилуйи, что по свидетельству и извещению Пречистыя Богородицы и преподобнаго Евфросина, псковскаго чюдотворца, и в книге блаженного Максима Грека предано нам божественная (л. 39) аллилуйя глаголати дважды. Да в новых, государь, книгах повелевает нам креститися трема персты. А блаженнии отцы Петр Дамаскин, и Феодорит епископ, и премудрый Максим Грек повелевают нам креститися двема, а не трема персты. Да в служебниках, государь, новых написано на святом агнцы и на просфирах вместо божественаго совершенаго креста Христова повелевает печатати крыжем, его же святый Иван Златоустый в воскресном Толковом Евангелии, в неделю З-ю поста образ и сень глаголет, а не самый божественый совершеный крест Христов. И тому, государь, последствовав, в прежебывшая лета прародители твои, государевы, благоверные великие князи, и соборные апостольския церкви архиереи крыжем чести не воздавали. Якоже в истории пишет: егда приходил из Риму к Москве с царевною Софиею от папы посол Антоний легатос и нес пред собою крыж, и благоверный великий князь Иван Васильевич всея Русии и преосвященный Филипп, митрополит Московский и всея Русии, с тем крыжем ни близ царствуюшаго града Москвы приити не попустиша. И отнюд в твоем, великого государя, Росийском царствии тот крыж до сего времени на просфирах не именовался и по всем святым божиим церквам во всей Русской земле прародителей (л. 40) твоих государевых, и святых отец молитвами, и твоею, государевою, державною высокою рукою и благочестивым исправлением, православная християнская истинная вера до сих новых книг сияла, аки солнце в небеси. И никогда же ни от кого в православных догматех и в церковных исправлениях зазрении быхом. Наипаче же сами они, вселенския патриархи, Иеремия Цареградцкий и Феофан Иерусалимский, их же глаголют всякими добродетелеми украшеных сущим, и бывшим им в Московском государствии доволно время, от них же и первопрестолники соборныя и апостолския церкви Иев митрополит и дед твой, великого государя, блаженный Филарет Никитич, в твоем, великого государя, Росийском Московском царствии на патриаршеский престол возведени быша. И видевше они истинную нашу православную непорочную веру, зело похвалили. Свою же они греческую веру, от нея же ныне исправления ищем, до конца сами уничижили. Якоже в книге, глаголемей Кормчей, московской печати, о сем свидетельствует, что де у них во Иерусалиме и во всех тамо сущих восточных странах конечное православныя веры греческого закона от агарян насилие и погубление и (л. 41) церквам Божиим запустение и разорение. Но точию, де, един на всей вселенней владыка и блюститель непорочныя веры Христовы християнский самодержавный великий государь-царь благочестием всех превзыде. И вся благочестивая в твое, государево, едино царство собрашася. И мы, богомолцы твои, по сему свидетельству святых отец предание и церковный чин и устав, в нем же преподобнии отцы наши, Зосимо и Саватие чюдотворцы, угодили Богу, до сего времени соблюдали непоколебимо.
Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй (л. 42) нас, молим твою, великого государя, благочестивую державу. Помилуй нищих своих государевых богомолцов. Не вели, государь, ему, священноархимадриту Сергию прародителей твоих, государевых, благоверных царей и благочестивых великих князей и начальников наших, великих чюдотворцов преподобных отец Зосимы и Саватия и Германа и преосвященного Филиппа, митрополита Московского и всея Русии, предания нарушати. И вели, государь, нам в том же предании быти, в коем чюдотворцы наши и отец твой, великого государя, благочестивый великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, и дед твой, государев, блаженный Филарет Никитич Московский и всея Русии патриарх, богоугодным своим житием препроводивше дни своя, чтоб нам, богомолцом твоим и трудником, врознь не розбрестися; и твоему, великого государя, богомолию, украинному и порубежному месту, от безлюдства не запустеть. Великий государь, царь, аллилуйя, пожалуй.