Москва, Оружейная палата, около 1682 г.
Государственный исторический музей
85960, И VIII 3807, ГК 5352927.

Мастер Иван Волтырь.

Дерево, бумага, ткань, атлас, темпера, масло. Аппликация ткани и бумаги на деревянной основе. Личное – масло по атласу.

Из Высокопетровского монастыря в 1930-х гг.

Парсуна патриарха Никона – уникальный памятник художественной культуры России последней четверти XVII в. Он был создан художниками-живописцами Оружейной палаты по заказу царя Федора Алексеевича для храмового дворцового комплекса в Московском Кремле, который воспроизводил Священный град — Новый Иерусалим. Техника аппликации на деревянную основу драгоценной парчи и хрупкого шелка не имеет аналогий в истории искусства, ни отечественной, ни европейской.

Поновления и плохая авторская сохранность памятника связаны со сложной историей его бытования: из дворцовой церкви парсуна попала в дом боярина В.В. Голицына на Охотном ряду, где почетно стояла рядом с портретом царя Феодора Алексеевича в Крестовой палате; после опалы князя все его имущество было описано и передано в казну, но практически сразу по распоряжению Петра I было передано в Высокопетровский монастырь, родовую усыпальницу Нарышкиных. Там парсуна стояла во владычных покоях настоятеля – архимандрита Иова, будущего Новгородского владыки. После большого пожара 1712 г., когда полностью сгорели настоятельские кельи, спасенную парсуну патриарха Никона поместили в храм Боголюбской иконы Богоматери, который в тот период стоял почти без крыши. В 1863 г., в связи со строительными работами, парсуна была перенесена в зал Епархиальной библиотеки, которая находилась на территории монастыря.